Отвечает ли российское правосудие нормам правового государства? Гарантирует ли оно каждому гражданину, в отношении которого выдвинуто обвинение, беспристрастное судебное разбирательство после расследования с соблюдением принципа состязательности? Такова часть проблемы, представленной на расмотрение Следственной палаты Апелляционного суда города Эх-ан-Прованс. В четверг 7 октября она должна вынести решение, последствия которого повлияют больше чем на судьбу одного человека, Виталий Архангельского и его семьи, укрывающихся во Франции уже два года.
Российское правосудие требует его экстрадиции за «невыпату долга». Он заявляет, что это попытка захвата бизнеса. Если это требование будет удовлетворено, судьба предпринимателя, основателя группы Осло Марин (OMG) будет зависить от окончательноого решения премьер-министра Франсуа Фийона. Заявитель, «Банк Санкт-Петербург» (БСП) «уже наложил арест на находящееся в России имущество г-на и г-жи Архангельских стоимостью более 400 миллионом долларов (300 миллионов евро), что существенно превышает сумму долга», который с него требуют, - отмечают в представленном в Следственную палату заключении его адвокаты мэтры Вильям Бурдон и Франсуа Амели.
Поддельные документы
Адвокаты 36-летнего Виталия Архангельского считают, что он стал жертвой «политичесих махинаций». Они не одиноки в этом мнении. Лев Пономарев, ветеран борьбы за права человека, подписал 3-го октября свидетельские показания в его пользу. В этом документе он напоминает о российских реалиях: «Часто процессы, которые связаны с имущественными претензиями, используются для захвата имущества. Чаще всего это делают люди, связанные с властями всех уровней и правоохранительными органами».
В настоящее время г-н Архангельский проживает в Ницце. Группу ОМГ он основал десять лет назад. На пике развития группы в нее входило около пятидесяти компаний, а ее оценочная стоимость составляла 1 миллиард долларов. Основная высокоприбыльная деятельность группы – портовые услуги в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В частности, ОМГ контролирует Выборгский порт, расположенный в 40 километрах от финской границы.
В России не имеющая высокопоставленной поддержки успешная компания представляет собой потенциальную мишень. В 2006 и 2007 году полиция осуществила неожиданные проверки в помещениях группы. Копьютеры были изъяты, сотруники подверглись давлению с целью дать компрометирующие показания против руководителя. Он обратился в суд, ему удалось снять с себя обвинения в мошенничестве. Давление немного уменьшилось.
В 2008 году с целью приобретения трех судов он получил кредит в БСП, приближенном в тогдашнему губернатору, а ныне президенту Совета Федерации Валентине Матвиенко. Но летом 2009, когда ОМГ подвергся суровому действию кризиса, БСП потребовал возврата долга (100 миллионов долларов) в срочном порядке. Новые рейды. Виталий Архангельский публично обличает попытку захвата бизнеса и подделку документов.
В настоящее время предприниматель пытается найти за границей имущество стоящих за рейдерами политиков и полицейского руководства. И в частности, принадлежащее г-же Матвиенко. «За границей, я представляю дли них большую проблему, - говорит он. – В России меня посадят в тюрьму чтобы заставить сдаться, или убьют.»
Петр Смолар
перевод с французского